а вот если задаться вопросом: почему одни книги нам
нравятся, а другие нет? почему с одними авторами мы знакомимся чуть ли не в
детстве, а другие долго и терпеливо «ждут» своего часа?
и если в вопросе уже есть часть ответа, то, возможно, ответом
будет слово «своего…»: как может быть понятной книга, если в ней ответы на
вопросы, которые я не успела задать. если в ней описаны чувства, которых я не
пережила. если в ней идеи, которых у меня никогда не было.
«одиночество разное бывает»
персонажи романа Мураками «Кафка на пляже» об одиночестве не
просто знают. они в нем живут.
одиноким может оказаться кто угодно: один одинок без семьи,
другой одинок именно в семье. одинокий подросток и старик, мужчина и женщина,
здоровые и больные. для одиночества нет препятствий, потому что одиноким человека делает не статус, а его
непохожесть. такая непохожесть, которая делает недоступным. непонятым. одиноких
людей отличает тонкое, глубокое чувство, понимание чего-то «может у неё душа не
так, как у обычных людей, устроена».
по большому счету, все люди одиноки. при этом кто-то
сбивается в стайки, а для кого-то нет и не может быть никаких стаек. такие
одиночки, может быть, один раз в жизни находят похожих, узнают их, понимают: «Почему
все получилось? В принципе, это просто. Я понимаю тебя, Саэки-сан – меня. Ты
симпатичен мне, я симпатичен Саэки-сан».
сюжет и интригу романа пересказывать не интересно (как
объяснять его название): сюжет без наполнения теряет смысл. более того, он
имеет смысл только когда раскрывается постепенно. скажу только, что в романе
несколько сюжетных ручейков, стремящихся к одной реке. есть в этих ручейках
головокружительные изгибы, ошеломляющие подробности. в сюжете персонажи,
события как стеклышки в калейдоскопе складываются в одну картинку. нужно
прочитать, чтобы сложилась картинка. а потом повернуть, чтобы увидеть другую.
стеклышки нужны друг другу, чтобы получилась ВЗАИМОСВЯЗЬ.
в философии Мураками все со всем взаимосвязано. поражает
сочетание изящной метафоры и описание анатомических подробностей, не особо
характерных для европейской литературы. на самом деле, всё как в жизни:
глубокое чувство неразрывно с физиологической обыденностью. это реальность.
иначе человек оказывается за её пределами. в «другом мире».
взаимосвязь и метафора – слова, ставшие для меня ключевыми в
романе «Кафка на пляже».
«Как известно, идеального вкуса в природе не бывает»
«То, что не скучно, людям быстро приедается, а не надоедают,
как правило, как раз скучные вещи. Вот
такие дела»
«Что толку напрягать мозги, если их все равно не хватает? Одна
головная боль»
«По опыту могу сказать: когда человек очень сильно чего-то
хочет, ничего не получается. А когда пытается избежать чего-то, это обязательно
происходит»
имея довольно большой читательский опыт, только сейчас
открыла для себя книги Мураками. зашла в книжный, взяла книгу и открыла. так
просто.
жаль только немного, что не открыла раньше. и той книге, что
стоит (а вернее лежит на полке) в очереди, придется подождать своего часа.
потому что наступило время для Мураками.
«И все же мой тебе совет: не спеши с выводами. На свете нет
ничего абсолютного»
Здравствуйте, Nadeika! Согласна с Вами, что каждой книге - свое время. С Мураками у меня так и произошло. В первый раз читала его, когда было "модно", читали все мои подружки, но я так ничего себе не отложила в душе. А вот сейчас - все по другому. "Кафка на пляже" не читала, но обязательно восполню.
ОтветитьУдалитьЭльвира, если совсем честно, то я всегда немного "побаивалась" китайской и японской литературы. восточная философия, жизненный уклад, ход мысли казались недоступными для понимания. оказалось, что нет. вполне доступно, если пытаться разглядеть "зрением" чувств. любовь, одиночество, поиски смысла жизни - явления вполне интернациональные.
УдалитьЗдравствуйте! Очень люблю Мураками, много читала, но "Кафка" почему-то не понравился... Совсем.
ОтветитьУдалитьне понравился. бывает. почему бы и нет? возможно, не время ))
УдалитьХорошую вы выбрали книгу, но сложную. Вы правильно заметили, что книгу нужно складывать по стеклышкам, чтобы получилась картина. Каждый персонаж - самостоятельная личность, которую ведет рок, при этом странным образом не ограничивая свободы выбора. По ходу чтения переживаешь за героев, сочувствуешь им, радуешься их успехам. Особенно мне понравились Хасина и Наката. Вместе они как бы составляют цельную личность (жаль, что они - два разных человека) и так хотелось, чтобы они продолжили своый жизненный путь вместе, но...
ОтветитьУдалитьА еще очень понравился рассудительный и нарциссичный Осима. Ход его мыслей иногда меня просто поражал своей ясностью и неопровержимостью.
на самом деле это не я выбрала книгу, а она меня :)
Удалитьво встречах персонажей, их разлуке и смерти прочитывается неизбежность. предопределенность. люди встречаются для чего-то. Хасина в моем понимании - это некий образец поведения. потому что... ну а кто еще способен вот так бросить всё и устремиться к некой, довольно призрачной цели? есть люди несомненно талантливые, а есть такие, кто им помогает, потому что без помощи наделенному талантом человеку в какой-то момент будет запредельно трудно.
ОтветитьУдалитьи вот тут следует вывод: не суетись.